О профессии

    Мне никогда не была интересна биография человека с точки зрения статистики. Возраст и регалии, высокий пост – не показатель. Важно – КАКОЙ ТЫ ЧЕЛОВЕК. Бывает, что ребенок – глубокий собеседник, а взрослый пузатый дяденька или увешанная драгоценностями тетенька – пустота, ноль.Мне с подростков интересно было понять: зачем человек живет на Земле, в чем смысл жизни? Кем только не мечтала стать в детстве: танкистом, учителем, а стала... библиотекарем.
    А начиналось все так…

    В 1976 году, не добрав полбалла в Московский государственный институт культуры на библиотечный факультет, пришла работать в Центральную детскую библиотеку имени 50-летия ВЛКСМ, в которой была активным читателем все школьные годы, где и прошла путь от рядового библиотекаря до старшего методиста.

 Все, что я умею как библиотекарь, азы библиотечной профессии освоила, благодаря опытному коллективу детских библиотекарей.

   Через восемь лет плодотворного обучения, закончив все-таки выбранный институт, правда, заочно, захотелось поработать самостоятельно. Так как мне нравятся все аспекты библиотечной работы, перешла на самостоятельную работу заведующей библиотекой «Средней школы №4» г. Пензы, где в одном библиотекаре и отдел обработки, и библиографический, и методический отделы, и обслуживание. Пятнадцать лет работы в школе дали очень много, ведь рядом были опытные словесники, щедро передающие свой опыт.
    Создав одну из лучших школ города, библиотеку, имеющую «свое лицо», перешла на работу в другую школу. С 1999 по 2012 годы моя судьба была связана с библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №76». Эта библиотека – мое детище, потому что создавалась с «нуля» в школе-новостройке в отдаленном районе города. Школьная библиотека – живой организм. Она зарождается, растет, развивается, совершенствуется. Школьная библиотека прошла разные этапы своего развития.

   Веяние времени и потребности школы подтолкнули к применению ИКТ во все сферы библиотечного дела.Я как-то сразу приняла эти технологии, то ли интуитивно почувствовала их безграничные возможности. Увлечение ИКТ было в чем-то безумным: хотелось весь мир оцифровать. Но года через 2-3 поняла опасность перекоса работы библиотеки в сторону ИКТ. Стала уходить книга, а с ней и душа не получала пищи.За 13 лет в библиотеке сложилась система работы с ИКТ, свой стиль, свои приемы. Моя библиотека – учреждение нового типа – Информационно-культурный центр, в котором пытаюсь гармонично совместить лучшие библиотечные традиции и современные информационно-коммуникационные технологии. Для поиска информации – интернет, справочный фонд, электронная картотека статей, электронный каталог, архив выполненных справок. А для души - книга и слово.
    Название библиотеки нового типа выбрано не случайно. Под определением «информационно» подразумеваются инновации в работе школьной библиотеки, ее компьютеризация как часть инноваций. Под определением «культурный» подразумеваются все те традиции нашей культуры и библиотечного дела, которые зарекомендовали себя веками.ИКТ воплотили мою давнюю мечту – единство СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ.Пыталась решать жизненные проблемы через использование воспитательного потенциала, заложенного в художественной литературе. Большинство (не люблю это казенное слово!) мероприятий – неравнодушный разговор с детьми «про жизнь»: любовь, смысл жизни, самосовершенствования, равнодушие, приличия и совесть и другие. Видела свою задачу в том, чтобы подвести учащихся к формуле: читать – думать – понимать – применять. Неоценимую помощь в этом оказывают информационно-коммуникационные технологии. Они помогают соединять нюансы смыслов разных видов искусств (изобразительное искусство, музыка, театр, литература), предлагают новое разнообразие форм деятельности с детьми.         
    Итог этой работы – детские высказывания после таких встреч:
«Все в человеке! Ключ в страну Вообразилию – сам человек!» (открытие второклассницы Храмовой Д.)
«А куда же все-таки улетел Маленький принц?» (стайка девчонок из 7б)
«Счастье – это дети». (Горбунов В. 5б)
«Знаешь, я начала понимать тебя. У меня тоже в жизни есть «цветок», без которого я не могу жить. Лишь теперь, с его появлением, я поняла смысл своего существования. Я думаю, нам есть о чем с тобой поговорить…» («Письмо Маленькому принцу». Э. Канеева 10А)
«Душа – хранилище духа». (Тяпкова Л. 10а)
«Смысл жизни – это и есть сама жизнь со всеми течениями, черными и белыми полосами, горестями и радостями. Смысл – прожить ее достойно, чтобы в последние минуты не думать о каких-то незавершенных или сделанных неправильно моментах, чтобы встретить смерть с гордо поднятой головой». (Терехина Е.11 кл.)
    Как-то само собой получилось, что выросла в методиста: много публиковалась, участвовала в многочисленных конкурсах, и консультировала, консультировала... Методическая копилка библиотекаря стала весомой. Всегда рядом были люди, у которых было чему поучиться: в профессиональном или духовном плане.
    Казалось бы, работай, не за горами пенсия. Ан, нет. Оставила свое детище и перешла на работу в дополнительное образование. Почти три года отработала методистом Информационно-методического отдела Пензенской областной станции юных туристов и педагогом дополнительного образования. Как соединить информационные технологии и краеведение? Так родилась идея Web-газеты «Республика ШКИД». Через полтора года раздел газеты "Виртуальный музей истории школы" перерос в самостоятельный сайт - музей. 

    Судьба - шутница. Я вернулась в гимназию "Ступени", свою бывшую 4 школу, в роли библиотекаря и педагога дополнительного образования. Продолжаю реализовать свои проекты, пытаюсь "заразить" ими детей. Получилось ли? Все на наших сайтах.

    Ранее утро. Я спешу на новую работу. Что преподнесут мне мои воспитанники: озорники, почемучки, эстеты, философы? Смогу ли я "сотворить" что-то новенькое? Что еще надо изучить?


Новые люди, новые идеи, новые знания, а, значит, меняем курс.
Вперед! Только вперед!